Red Bull Ragnarok 2018

В зимнем кайтинге я участвовал в различных ивентах, но никогда не был на самом знаменитом событии в мире. И вот этот час настал. Вместе с сыном и дочерью зарегистрировались на Red Bull Ragnarok!

Эти соревнования проходят на самом высокогорном плато Европы Hardangervidda (высота1200-1600 метров над уровнем моря), находящимся в Норвегии. Популярность их так высока, что он-лайн регистрация заканчивается меньше чем за минуту. В 2018 году только 362-м кайтерам улыбнулось удача получить место на стартовой линии.

Нам пришлось пойти другим путем. Попали на ивент через квоты профессиональных команд-брендов.

Зная, что Норвегия занимает 1 место в мире по уровню жизни и является самой дорогой страной для туристов, мы попытались заранее оптимизировать расходы. Забегая вперед, сразу скажу - не получилось))

Признаться честно, я не увидел ничего сверхъестественного в жизни норвежцев, хотя в нашей деревушке каждый 10-й автомобиль был Тесла или на гибридном топливе. А вот продукты питания или общепит действительно дорогие.

Соревнования проходили с 5 по 8 апреля. Авиабилеты в нужные даты стоили в 2 раза дороже. Мы выбрали авиакомпанию Finn Air, по маршруту Екатеринбург-Хельсинки-Осло и обратно за 23 т.р., с 31 марта по 10 апреля. Забронировали самый недорогой картонный домик за 34 т.р., в 35 км от места проведения. И вроде бы ничего не предвещало существенных трат. 

Попались мы на прокате авто. Самая малюсенькая малолитражка стоила 77 т.р.! Причем уже через день - 21. Оказалось, Пасха для скандинавов тоже праздник и многие устремились в столицу. Пришлось на сутки задержаться в Осло. Отсюда: камера хранения в аэропорту, гостиница, трансфер. Особенно впечатлило посещение кафе - 5 т.р. на двоих.

Столица Норвегии оказалась небольшим городом на холмах. Рельеф везде! А вот архитектура не впечатлила. Все серое, коричневое, квадратное, однообразное. Королевский дворец не дотягивает до нашего Дома пионеров. Мусорно. Много гравийной крошки на тротуарах. Заметное количество людей арабской национальности. Все говорят на хорошем английском. В любом общественном месте есть бесплатный wi-fi. Очень хорошая транспортная логистика. Информации зачастую так много, что с непривычки  легко можно запутаться.

Морской порт оказался самой интересной достопримечательностью. Если хотите увидеть город, то лучше сразу сюда: городская ратуша, яхт-клуб, множество торговых центров, музеев, исторических памятников. Тут же фигуры для скейта и площадки для воркаута. Порт небольшой, судоходство достаточно активное, люди приезжают/уезжают с корзинками, чемоданами, животными, беговыми лыжами, велосипедами. Гавань очень изрезана бухточками, каналами, пристанями, мостиками. Все обжито и уютно. 

Получили машину на прокат. Заказывали Фольсваген Гольф за 26 т.р., но из-за праздника ее не оказалось. Дали за те же деньги Тойота Раф 4: гибридный двигатель, коробка-автомат, навигация на русском. Все снаряжение влезло в салон. Расход топлива сильно порадовал, как бы не ехал, всего около 7 литров. Зато бензин стоит 115 руб/л! Загородные дороги не хуже, не лучше наших. Максимальное ограничение скорости 80 км/ч. Пришлось нарушать))

Место проживания, городишко Geilo , оказался популярным горнолыжным курортом. Отличная альтернатива для безветрия! 

По дороге на спот, на всем протяжении, обратил внимание на большое количество автомобилей на обочине. Причем никакой инфраструктуры рядом не было. Оказалось в Норвегии очень развит скитуринг на беговых лыжах. Люди просто останавливаются в любом понравившемся месте, одевают лыжи и вперед … по рельефу! Также есть специальные маршруты до 25 км, с финишем в хижинах, расположенных высоко в горах. 

Сильно поразило количество здоровых дядек моего возраста. Я стараюсь следить за своей спортивной формой, но когда в супермаркете начали попадаться обветренные загорелые мускулистые гренадеры в беговых комбинезонах, под 190 см ростом, с объемом грудной клеткой не менее 7 л., то сразу вспомнились мифические викинги из школьного курса.

Очень хорошо, что мы приехали за 5 дней до начала соревнований. И дело не столько в акклиматизации (высоты небольшие, около 1000 метров), сколько в адаптации к катанию в горной местности. Здесь, и умение ездить вверх и вниз (склоны до 60 градусов), знание локальной метеорологии,  «прикидка» с рейтинговыми спортсменами, специализированные навыки безопасности.

Например, погода может кардинально поменяться в течение часа. Или на одном споте ветра нет, а через 5 км дует на кайт 12 кв.м. Каждый день было и солнечно, и облачно, с обязательным выпадением снега. Иногда приходилось кататься в таком молоке, что через несколько минут катания начинало подташнивать. Ориентация в пространстве определялась по уклону горы и носом собственной доски. Если движение вверх происходило под контролем, то спуск на скорости 70-80 км, с большим количеством камней, требовал максимальной концентрации. Дорога домой зачастую сопровождалось снежным патрулем.

В день соревнований, 6 апреля, организаторы выделили 6 туристических автобусов, чтобы собрать участников из 3-х населенных пунктов (Geilo, Ustaoset, Haugastol) и отвезти на плато Хандаргервидда. Дорога на плато одна, полиция ставит шлагбаум и пропускает на частном авто только местных жителей.

Рейс-оффис и основное место проживание райдеров находятся в высокогорной гостинице Haugastol, последней перед плато. Отель принадлежит родителям известного норвежского сноукайтера Бъёрна Каупанга, неоднократного победителя Red Bull Ragnarok и звезды фильма Entropy.

Особенностью этих соревнований, является то, что никто из участников до последнего момента не знает, где будет проходить гоночная трасса. Только на утреннем собрании, за 2 часа до старта, организаторы открывают карты. 

Формат гонок напоминает спортивное ориентирование по пересеченной местности. Участникам надо проехать 5 кругов или за 5 часов наибольшее количество кругов. Финиш считается от того события, которое наступило раньше (5 кругов или 5 ч.). Круг состоит из 5 ворот (гейтов), находящихся в 5-10 км друг от друга и составляет в среднем 20-25 км. Итого, гонка насчитывает не менее 100 км!

В этом году, впервые дали GPS-координаты гейтов. Это должно сильно облегчить прохождение дистанции в условиях ограниченной видимости. На этих соревнованиях не у всех были навигаторы. Повезло, что день стартов выдался очень солнечным и только первый круг напоминал лотерею. Дальше было легче.

Еще одной особенностью является первый отрезок, который организаторы всегда ставят в галфвинд, один из самых скоростных курсов в парусном спорте. Представьте себе ворота шириной 10м и 360 участников несущихся на скорости 60-70км! На первом знаке – полный треш! Завалы и очередь! После гонок очень захотелось дать судьям обратную связь за такую организацию)) Бывалые райдеры меня отговорили, мол Ред Буллу нужен экшн, это традиция и никто ничего менять не будет.

Как многие знают, Россию представляло 5 участников. Наша сноубордическая family team выступила неплохо. Самый лучший результат у Валерии Гаращенко – 1 место среди женщин, Артем Гаращенко стал третьим среди мужчин. Я – шестой. Антон Черкашин из Москвы занял 47 место среди лыжников. Никита Соколов (Санк-Петербург) – 2 место среди сноубордистов.

Конечно, без ошибок не обошлось. Это повод чтобы вернуться)) Какие-то моменты открылись впервые. Например, сколько и какой питьевой жидкости брать с собой. Не угадали с площадью кайтов. Всю тренировочную неделю дуло с большими перепадами, ветер в течение дня менялся от штилевого до штормового. В день стартов с утра стоял сильный прогноз с последующим скисанием. Однако по прибытию на спот ветра не было вообще. Затем раздуло так, что мне на пятнашке было много. Было решено в гонку брать средние размеры кайтов, а прогноз взял и сбылся. В итоге, многим пришлось менять кайты на максимальные размеры в процессе гонки. Отсюда, дополнительные потери времени.

Официальные результаты соревнований >>>
Более хронологично о выступлениях можно прочитать здесь >>> 

Отдаю должное организаторам за безопасность. Всем участникам были выданы треккеры с кнопкой SOS. Каждое прохождение ворот фиксировалось электроникой. Когда в конце гонки закончился ветер, нас вывезли с дистанции через 5 минут после запроса. Кроме того, любой интернет-пользователь мог отслеживать гонку в режиме он-лайн.

В целом, мне Рагнарок очень понравился! После соревнований многие райдеры звонили-писали, интересовались подробностями. Искренне рекомендую принять участие всем ведущим российским сноукайтерам. Действительно красивая история эта «Битва Богов»! Борьба с собой, с именитыми соперниками, со знанием сил природы, интересный формат, масштаб соревнований, новая страна!

На этом фото я в нижнем левом углу (оранжевый кайт).
Порвал стропы перед самым стартом. Все уезжают. Пришлось догонять))

Вот несколько советов для тех, кому важен результат в этих соревнованиях с наименьшими затратами:

1.    Норвегия не дешевая страна, поэтому к околоспортивной логистике подготовьтесь заранее: перелет, проживание, прокат автомобиля.
2.    Не столько важны новинки вашего экипа, сколько умение ориентироваться на местности с помощью GPS-навигации, «чтение» ветра на рельефе, физическая выносливость, акклиматизация, психологическая уверенность. Для этого, как минимум, надо поучаствовать в 1-2 тренировочных или соревновательных марафонах в сезоне и приехать за неделю до стартов.
3.    Непредсказуемая погода однозначно требует помощника в зоне парковки кайтов, чтобы оперативно заменить снаряжение во время гонки.
4.    Питьевой режим. Очень важный аспект для 5-ти часовой гонки. Мы с Валерией взяли по одной пластиковой бутылочке 0,5л с дозатором из ближайшего супермаркета и нам не хватило. У Артема был рюкзак с питьевой системой (гидратором) на 1,5л. Следующий вопрос, что пить? Лучше изотоник, но обязательно проверенный, чтобы обошлось без неожиданностей на маршруте))
5.    Не берите новые сноуборды или лыжи. Без камней не обойдется.
6.    Вроде как запрещено пользоваться электронными средствами связи, но у многих есть рации. Если работать в команде, то это сильно облегчит прохождение дистанции.
7.    Не бойтесь рассказов о том, что без умения летать на рельефе на Рагнароке делать нечего. Отвесных стен на дистанции нет. Конечно, настоящие фристалеры везде найдут приключения, но помните простую истину – любой прыжок это замедление скорости, поэтому преимущества не очевидны! Кроме того, важно улететь куда нужно, а не туда куда можно.
8.    Обязательно, берите в гонку ремкомплект строп (разной длины и толщины), парафин для скольжения. 

Увидимся на Битве Богов в следующем году!

Текст:  Денис Гаращенко
Фото: Andris Potass