Коротко о чемпионатах России на Должанке, в Благе

На Урале летний сезон 2016 случился очень насыщенный. Небывалая жара и очень много учеников. Ехать куда-то соревноваться не хотелось, но дети склонили чашу весов в сторону моря.

Первой остановкой был чемпионат России в кайтовых гонках на Должанке. Дочери Валерии нужен был водный гоночный опыт. Сам я хотел попробовать свои силы на новом снаряде - гидрофойле, но за неделю до соревнований он сломался и пришлось выступить на старом - рейсборде.

Кворум на ЧР не порадовал. В некогда популярном классе было всего 8 участников, из них 2 девушки. В набирающем, пока неофициальном классе (гидрофойл) зарегистрировалось 10 человек.

Организация гонок, как всегда, была на высоте. Спасибо Гоночному комитету и Серф-приюту. А вот протестовая часть опять обнажила проблему последних лет. В 98% всероссийских стартах нет ни одного квалифицированного судьи в протестовом комитете. Скажу больше – судей с кайтовой специализацией практически нет в России. При всем уважении к яхтенным судьям, знаю только 2-х человек в чьей компетенции я уверен: Петр Владимирович Воногов и Анна Владимировна Деянова. Причем сложного-то ничего нет, нужна практика. Но тут какая-то сектантская ситуация: кайтовые организаторы не любят приглашать яхтенных судей, а те в свою очередь боятся судить кайтовые соревнования.

Так, в протестовых комитетах на кайтовых соревнованиях оказываются люди без категорий, специфического опыта, проходящие мимо тренера, участники других классов и пр. В итоге, вместо того чтобы выстраивать гоночную культуру, повышать ликбез кайтеров, готовить спортсменов к международным соревнованиям, разбор протеста сводится к неподаче/отклонению протеста, к поиску казуистики в ППГ. Модное из текущего сезона:
- протестовые взносы по 1000-2000 рублей;
- если столкновения не было, значит не было и нарушения;
- если было столкновение, то виноваты оба, без учета права дороги;
- формулировка «фактов установить не удалось» самая популярная, даже когда есть свидетели;
- лузер всегда не прав и должен уступать лидерам в любой ситуации.

Хоть гонки в летнем кайте переживают трудные времена (1 класс умер, другой еще не набрал обороты) приятно, что уральские кайтеры по-прежнему ездят самой многочисленной командой, имеют хорошие результаты и появляются новые имена.

На вторых соревнованиях, неофициальном чемпионате России по фристайлу, который проходил в ст. Благовещенской, мы оказались в роли зрителей. Приехали поболеть за Артема Гаращенко. Еще один видный фристалер из Екатеринбурга Руслан Сиражетдинов не смог приехать из-за проблем в школе.

В отличие от гонщиков у фристалеров жизнь налаживается. Петербуржец Сергей Сотов и компания взвалили на себя нелегкий труд по подъему соревновательного фристайла. И у них получается: спортсмены тренируются, спонсоры находятся. Судейский вопрос здесь тоже открытый. У ребят немного опыта, но они стараются. Плохо, что передавать некому.

Самый эффективный путь роста спортивного судьи регулярно посещать судейские семинары и активно работать на разных должностях тех или иных соревнований. К сожалению, в кайтовом судействе этого не происходит. Самое плохое, что никто не считает нужным куда-то двигаться, совершенствоваться. В отличие от спортсменов, которые повышают свой уровень от старта к старту и зачастую знают Правила лучше чем судьи, те успокоились на достигнутом: установка дистанции, поднятие флагов и подсчет результатов.

А в остальном поездка получилась как всегда душевной: погонялись, попрыгали, погрелись, встретили старых и новых друзей. Спасибо всем за компанию!

P.S. На подъезде к дому, в Башкирии, встретили знакомых парапланеристов-кайтеров. Они обещали показать все свои снежные горки для катания по рельефу. Чувствую зима будет жаркой!

Текст: Денис Гаращенко
Фото: Никита Крутенков, Гюнай Мусаева, Светлана Романцова