Полеты на рельефе

Все мы знаем многогранность кайтинга как вида спорта. Большое разнообразие дисциплин делает его интересным занятием на протяжении всей активной жизни. Освоил трамвай, перешел от прыжков с переводом на анхукт, парафойлы, балонники, зима-лето, гонки, фристайл, вейврайдинг, джиббинг, твин-тип, лыжи, сноуборд, гидрофойл …

Еще одно отдельное направление – полеты на кайте в горах, на рельефе.

Красивое завораживающее действо, с одним большим нюансом – цена ошибки очень велика!

Мой стаж катания на кайте 16 лет. Причем это моя работа (спортсмен, тренер, судья, инструктор). Хотя я живу в уральских горах, до катания на рельефе руки-ноги не доходили. Первый раз попробовал полетать 2 года назад. Горка была достаточно крутой, перепад высоты более 100м, длина склона 400м. Было страшно, но ведь все крутые сноукайтеры делают это)). Пару раз слетел успешно, пару раз сильно приложился об склон, причем в самом начале прыжка, когда не было сильного набора высоты. Месяц восстанавливался. Страх засел внутри. Охоту отбил.

Тема катания в горах сильно актуализировалась, после раскручивания спотов за Полярным кругом, в районе Хибин и знаменитой Териберки. Места, действительно, шикарные для сноукайтинга. Ветровая статитистика самая высокая. Рельеф на любой уровень катания. Близость Северного Ледовитого океана делает состояние снега очень однородным длительное время.

Вновь появилось желание найти подобные места и у нас. Ближайшим, наиболее подходящим местом (меньшая лесистость) является Башкирия. Нам повезло в том, что уральские парапланеристы давно летают в этих краях и знают какие склоны работают под то или иное направление ветра. Большую помощь нам оказал Алексей Скрябин из с. Большеустьикинское. Показал местные горки, приютил на своей парапланерной базе и даже снял видео одного из наших полетов >>> 

С Константином и Володей Чегановыми мы покатались 2 дня. Сначала на горе Биг Босс, затем на Большом Мунчуге >>> 

Несмотря на малый опыт прыжков на восходящих потоках, в конце полетов начало приходить понимание что нужно делать и чего делать нельзя. Кроме зашкаливающего драйва, были и неудачные приземления. И вот тут кроется кардинальное различие с другими разновидностями кайтинга.

Потенциальный краш на равнине, во время катания или прыжков, нами, как правило, осознается адекватно: к падениям с небольшой высоты мы готовы морально и технически (бросить/отстрелить планку), вода так вообще расслабляет.

Вылетев с горы на 10, 20, 30 метров по высоте, права на ошибку у нас нет. Эта самая большая психологическая проблема. Здесь релиз бар не поможет. Это другой кайтинг (ответственность) Поэтому падать нельзя! Задумайтесь - некоторые парапенты летающие на кайте, берут с собой запаску (запасной парашют).

В этой связи несколько соображений по выбору мест для полетов (парапланеристы в помощь) и безопасности:

- Чем открытее местность, тем лучше.
- Чем меньше растительности, тем лучше.
- Ветер должен дуть строго в гору.
- У подножия не должно быть строений, линий эл/передач, пр. препятствий.
- Не прыгать одновременно в опасной близости от друг друга.
- Во время полета никто не должен находиться внизу, на пути следования.
- Ваш уровень катания должен включать уверенные прыжки на крюке.
- Снаряжение должно быть максимально исправным/новым (стропы, купол).
- Никогда не летайте в период грозовой облачности.
- В случае ЧП (ЛП) продумайте пути эвакуации.

Текст: Денис Гаращенко
Фото: Гюнай Мусаева, Денис Гаращенко
Видео: Константин Чеганов, Константин Голицын, Алексей Скрябин, Артем Гаращенко