Локальная метеорология

Начинающие кайтеры и виндсерферы очень часто звонят и спрашивают, что там с ветром у вас на станции. Сначала активность катающего народа радует, затем начинает сильно отвлекать. И вроде бы 21 век на дворе и любой прогноз есть в интернете, но ведь действительно проще позвонить. Что делать если «никто на помощь не придет и дров не раздобудет» или как самому научиться читать ветер.

Если вы стали ветрозависимым, то в совокупности придется использовать знания о простейшей метеорологии, особенностей места катания и технике безопасности. Интернет-прогноз, веб-камера, локальные метеостанции, личный опыт, звонок к другу вам в помощь.

Начнем с безопасности на воде

Первое условие для эффективного и безопасного катания: кататься надо при прижимном ветре!
Т.е. когда ветер дует строго в берег (on shore) или под углом в берег (cross on shore). Особенно это условие важно для небольших закрытых водоемов (озер, рек). Ветер, проходя через водную гладь максимально выравнивается и становится пригодным для катания. Кроме того, если с вами или со снаряжением что-то случится, то вас прибьет к берегу и помощь сможет прийти быстрее.

Ровно по этим же условиям нельзя кататься на отжиме (off shore, cross off shore). Это очень опасно! Из-за препятствий на берегу ветер становиться порывистым, поэтому нельзя объективно оценить его силу. В случае форс-мажора (ветер усилится или ослабнет, получили травму, поломка снаряжения) спасти вас можно будет только на катере, лодке или гидроцикле. 

Отсюда, еще одно условие безопасности – в организованных местах катания нужно иметь технические средства спасения.

Компромиссным вариантом является ветер вдоль берега. Но если береговая линия лесистая, извилистая, гористая, застроенная, то это тоже небезопасно.

На примере уральской колыбели всех виндсерферов и кайтеров, озере Шарташ (водоем 2х4 км), с использованием предыдущих терминов, разберем дальнейшую метеорологию.

Наша кайт-серф станция UBA находится на юго-восточном берегу озера. Следовательно, прижимными направлениями для нас будут западные, северо-западные, северные ветра. Самым идеальным продуваемым направлением, будет северное.

Следующий ветер - северно-западный. Тоже хорошее направление, но картину немного портит мыс на другом берегу. 

Западное направление будет менее ровным не только из-за близости противоположного берега, но также и большого города (озеро находится на восточной окраине г. Екатеринбурга).

Ветер вдоль берега – это юго-западное и северо-восточные направления. Оз. Шарташ сплошь лесистое. Деревья достигают высоты 25 м и растут вплотную к воде. Значит оба направления, для выхода со станции, будут турбулентными. Но это неудобно только летом. Зимой отошел на 200 м и все ОК!

Южные, восточные направления - это отжимной ветер на станции. Летом на случай спасения без катера или гидроцикла не обойтись. Зимой для собственного катания можно отойти на 300-500 м от берега и там запуститься. 

Единственный плюс у озер – вы можете приехать на противоположный берег и получить прижимной ветер.

Про веб-камеры, локальные метеостанции и интернет 

Веб-камера на морской станции промоушен более-менее информативный: ветер одного направления, турпутевка за полгода, экранные ожидания, барашки, паруса на воде, берегу. На озере сервис не совсем эффективный. Мы все знаем, что такое ветер закрытых водоемов - пятнами, приходами, полосами. Пока едешь с работы, может все закончиться. Если и устанавливать, то дополнительно на паркинге - когда машин много, либо покатаюсь, либо пообщаюсь! Или вот еще вариант для ракурса - у нас самой востребованной картинкой является положение ветроуказателя. Старожилы без морковки жить не могут.

Локальную метеостанцию, как правило, устанавливают на берегу. Ветер вдоль берега или с берега будет рваным и турбулентным, т.е. информация по силе и направлению ветра будет далека от истинной. Верить показаниям можно только при ветрах прижимного направления. И то, есть нюансы – любой берег, особенно, застроенный, лесистый, извилистый, это препятствие. Здесь показания также могут быть некорректными. Лучше всего иметь метеостанцию в 100 метрах от берега (более ламинарный ветер), но тут возникают технические сложности по передачи сигнала от выносных датчиков.

Другое дело, прогноз в интернете. Здесь еще веселее!
На самом деле, если знать особенности спота (какие направления работают) и разобраться с поправками на погодном сервере, то это самый верный способ не пропустить каталку.

Существуют несколько специализированных погодных сайтов, на которые ходят все виндсерферы и кайтеры в мире. Самые популярные: www.windguru.cz , www.windfinder.com , www.weatheronline.co.uk . Cейчас еще и российский вариант для мобильных приложений - www.windyapp.co. Но вы должны знать, что на одном и том же споте не все они одинаково прогнозируют. Если говорить про Россию, то Виндгуру и Винди самые популярные!

Про поправки на родном споте (Виндгуру)

Из личного опыта, я знаю, что:

- Начинать надеяться на прогноз можно за 3 дня до события. Более точные данные будут в день катания, после 10-00 ч. местного времени.
- Показатель «Скорость ветра» надо умножать на 1,5-2 значения. Показатель «Порывы ветра» показывает верно.
- Ко времени прогноза на сайте надо прибавлять еще 1-2 часа.
- Направление ветра всегда совпадает с прогнозом.
- Фактическая температура воздуха на 1-3 градуса ниже чем в прогнозе.
- Осадки зимой показывает верно. Летом - больше погрешностей. 
- Во второй половине дня раздувает сильнее (типа термик).
- При пограничном прогнозе, под вечер, ветер стихает.
- Из-под туч дует сильнее. Но если облачный фронт слишком низкий, он может «задавить» ветер.
- Перед дождем ветер усиливается. Если прогноз на весь день, то после дождя идет ослабление ветра на 30-60 минут, затем опять начинает раздувать.

Подводя итог, можно резюмировать следующее:

1. Катайтесь только при прижимном ветре.
2. Знайте особенности спота (какие направления как работают).
3. Умейте читать интернет-прогнозы.

Используя эти 3 правила, вы будете иметь 80-90% эффективной каталки! Остальные 10-20% - это капризы погоды.

Вот еще немного интересной информации

Ветер возникает в результате разницы в атмосферном давлении между двумя воздушными областями и направлен от зоны высокого давления к зоне низкого давления. Вследствие непрерывного изменения давления во времени и пространстве скорость и направление ветра постоянно меняются. С высотой скорость ветра возрастает из-за убывания силы трения о поверхность.

Градиентом ветра называют разницу в скорости ветра в небольшом масштабе. Градиент ветра разделяют на вертикальную и горизонтальную компоненты. 

Существуют два основных режима движения воздуха: ламинарный и турбулентный. Ламинарный режим характеризуется упорядоченным движением частиц воздуха по величине и направлению. При турбулентном режиме движение частиц воздуха хаотично. Чем дальше/выше от препятствия, тем поток воздуха считается ламинарнее.

Для исследования скорости ветров во многих точках используют зонды, скорость которых определяют с помощью ГЛОНАСС или GPS, радионавигации или слежения за зондом с помощью радара или теодолита.

Направление ветра в метеорологии определяется как направление, откуда дует ветер, тогда как в аэронавигации — куда дует: таким образом значения различаются на 180°.

Скорость ветра на метеорологических станциях большинства стран мира обычно измеряют на высоте 10 м и усредняют за 10 минут. Исключение составляют США, где скорость усредняют за 1 минуту, и Индия, где её усредняют за 3 минуты. Период усреднения имеет важное значение, поскольку, например, скорость постоянного ветра, измеренная за 1 минуту, обычно на 14 % выше значения, измеренного за 10 минут. Короткие периоды быстрого ветра исследуют отдельно, а периоды, за которые скорость ветра превышает усредненную за 10 минут скорость как минимум на 10 узлов (5.14 м/с), называются порывами. Шквалом называется удвоение скорости ветра, сильнее определенного порога, который длится минуту или больше.

Наибольшая скорость порыва ветра на Земле (на стандартной высоте 10 м) была зарегистрирована автоматической метеорологической станцией на австралийском острове Барроу во время циклона Оливия 10 апреля 1996 года. Она составляла 113 м/с (408 км/ч).

Текст: Денис Гаращенко